Условия витража к стеклу существенно более взыскательные. Во-первых, стекло обязано быть бесцветным, а прозрачность была достигнута существенно позднее. Во-вторых, необходимо было иметь стекло в варианте сравнительно тонких листов, что люди обучились делать лишь в начале средних столетий, да и то на первых порах еще совсем неумело: стекло получалось разным по толщине, с шершавыми поверхностями и в листах очень маленькой величины.

Более старая техника витража изображена в окнах христианских базилик впервые века средневекового времени. История не сберегла нам ни одного из диковинных монументов такового рода, однако по определенным литературным ключам мы можем догадываться, что это был простой комплект из многоцветных кусочков стекла различной величины и разнородной толщины, создававший рисунок коврового типа. Кусочки стекла усиливались, по-видимому, при содействии замазки в прорезях древесных, мраморных либо каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы.

К данному времени люди уже выучились варить бесцветное окрашенное стекло, однако не умели еще давать ему фигуру тонкого листа, но тона были так разнородны и густы, что,

по доказательству греческих и латинских писателей IV-VI вв., такого рода окна в храмах производили на гостей очень большое впечатление.

Кружевные, контурные, мозаичные, великолепные витражи

Любое помещение требует собственного цветного заполнения. Мы свыклись, что эту функцию традиционно несут обои, ковровые покрытия, бра либо, на худой конец, холсты или панно. Припомним еще об одном составляющем декора – витраже, который способен привнести более колоритные и решающие акценты в цветовой комплекс.